Инклюзивное образование
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ. Альтернатива такой системы – совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса
обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но
создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает
доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного
образования так же становится одним из главных в российской образовательной политике. Положения об инклюзивном образовании закреплены в российских государственных
документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года и т. д.).
Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных
особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных
школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе)
при общеобразовательной школе.
Восемь принципов инклюзивного образования:
1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Нормативные документы
► Конвенция о правах ребенка ► Конституция Российской Федерации ► Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" ► Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» ► Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» ► Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (вместе с "СанПиН 2.4.2.3286-15. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") Зарегистрировано в Минюсте России 14.08.2015 N 38528) ► Письмо Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"
Проект "Карта возможностей особого ребенка"
Проект «Карта возможностей особого ребенка» дает возможность учиться, заниматься в секциях, проводить реабилитацию детям с особыми образовательными потребностями. Если на Карте возможностей особого ребёнка (далее - Карта) каждый родитель сможет находить и передавать свои ценные знания и накопленный опыт, то она станет востребованным и незаменимым инструментом среди будущих и настоящих родителей и опекунов детей с особыми потребностями. Карта функционирует на сайте картавозможностей.рф и содержит в себе информацию более, чем о 270 учреждениях, предоставляющих свои услуги детям с особыми потребностями. Пользователи сайта без труда могут найти нужные кружки, секции, образовательные учреждения и реабилитационные центры, предоставляющие свои услуги для детей с ОВЗ, недалеко от места жительства. Есть возможность комментировать информацию об учреждениях и добавлять новые объекты на Карту.
В настоящий момент ведется активная работа по наполнению Карты объектами.
Государственная программа "Доступная среда"
В школе обеспечен доступ в здание инвалидов лиц с ограниченными возможностями здоровья: расширены дверные проемы и запасные выходы на первом этаже, оборудована санитарная комната, приобретен гусеничный подъемник. Обеспечен доступ инвалидам и лицам с ОВЗ во все учебные помещения школы.
► Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ ⇒ (загрузить)
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В школе функционирует кабинет дистанционного обучения - оборудование: ноутбуки, принтеры, сканеры, микрофоны, колонки, наушники,
планшеты, фотоаппараты, микроскопы, диски, комплект методического обеспечения . В наличии логопедическое оборудование для коррекции речи.
► Оборудование для реализации дистанционного обучения детей-инвалидов